Искусство ковки получило широкое распространение на Руси уже в XII - XIII веках. Именно тогда стали появляться такие замечательные примеры художественной ковки, как, например, шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа. Уже в XV - XVII веках в Новгороде и Москве начали возникать кузнечные общины. В российских музеях хранятся декоративные изделия, созданные мастерами того времени.
Кузнечное мастерство – тяжелый труд, а художественная ковка – настоящее искусство. Об этом рассказывают рисунки, хранящиеся в музеях нашей страны.
Для художественной обработке металлов наиболее пригодными являются мягкие сорта стали, в содержание углерода в которые не превышает 0,13%, но подходят и такие, где содержится до 0,22%.
Для ковки необходима, в первую очередь, наковальня. Ее рог используется для удобной загибки металла, наличник оснащен отверстиями для шперак, необходимых для сложнорельефной ковки. Наковальня надежно крепится на невысоком дубовом чурбане специальными костылями.
Для обработки металла при небольших ковках, а также для указания места, по которому молотобойцем должны наноситься удары, используют ручник. Он имеет вес от 0,5 до 1,5 кг, а его рабочая часть плоская, тогда как верхняя либо заострена, как тупое зубило, либо закруглена. Ручник оборудован ручкой 300-400 мм.
Кувалда может весить до 8 кг. Молотобоец удерживает двумя руками. Кувалда имеет два плоских конца и рукоятку, выполненную из легкой, но очень прочной рябины.
Форма клещей, предназначенных для извлечения поковки из жара и ее удерживания, разнообразна: плоские клещи, полукруглые, трубчатые. Обрабатываемую деталь следует надежно обхватывать ими.
Пробойники нужны для того, чтобы пробивать отверстия. Сечения пробойников могут быть круглыми, квадратными, прямоугольными. Для придания ковке определенной формы, ее обрабатывают в обжимке. Верхняя часть обжимки крепится на деревянной ручке, а нижняя устанавливается в отверстие наковальни.
Чтобы выровнять поверхность изделия, используют гладилки. Гладилка должна иметь идеально отшлифованную нижнюю часть. Подбойками различных конфигураций наносят на изделие желобки, углубления и ямки.
Мы перечислили лишь основной набор инструментов для художественной ковки, а для сложных работ потребуются дополнительные приспособления. Попробуем теперь описать основные кузнечные приемы.
Раскаленная полоса гнется между штырями, которые вставлены в стальную плиту. Для уменьшения длины заготовки и одновременного увеличения ее поперечного сечения, деталь целиком нагревается, устанавливается в вертикальное положение на наковальню. Крепко удерживая деталь, кузнец бьет кувалдой по ее верхнему концу. Деталь не должна гнуться, поэтому требуется периодически ее выравнивать. Эти действия называются осадкой. В случае обработки таким способом лишь части детали, прием называется высадкой.
При высадке концы заготовки охлаждают в воде, а часть, которую необходимо утолстить, оставляют нагретой. Процесс ковки происходит так же, как при осадке. Для увеличения длины и уменьшения ширины, кузнец вытягивает деталь. Он помещает прут поперечного сечения на наковальню и обрабатывает его по всей длине, поворачивая его на 90 градусов. Чтобы вытянуть круглую болванку, кузнец использует седлообразные обжимки. В этом случае деталь необходимо постоянно поворачивать вокруг оси.
Для того чтобы разделить поковку на части, ее раскаляют и разрубают при помощи молота и кузнечного зубила, прорубая три четверти толщины с одной стороны и заканчивая процесс с другой. Если кузнец делит заготовку на подсечке, вставленной в наковальню, процесс заметно ускоряется, однако в этом случае необходимо следить, чтобы зубило не совпадало с подсечкой. В противном случае инструмент и подсечка будут повреждены.
В художественной ковке деталь оставляют надрубленной, чтобы потом превратить надрубленные отростки в декоративные элементы. Чаще всего такой прием используют для украшения кованых ворот и заборов.
Чтобы заготовка не истончалась в месте изгиба, кузнец предварительно высаживает изгибаемый участок. Для изгиба детали под углом, изгибаемый участок нагревают. Далее кузнец либо кладет заготовку на ребро наковальни, либо вставляет ее конец в отверстие наковальни.
Один из интереснейших приемов художественной ковки – свивка. Раскаленный до желтого цвета пруток с одного конца зажимается в тиски, а другой его конец продевается в отверстие воротка и скручивается. Можно скручивать вместе несколько прутков. Этот прием позволяет добиться хорошего декоративного эффекта.
Изготовленную деталь выглаживают при помощи гладилки. Кузнец постепенно перемешает гладилку по поверхности детали, ударяя по ней кувалдой или ручником.
Если деталь необходимо декорировать, то заключительным этапом изготовления становится насекание узора. Различные художественные элементы наносятся при помощи зубила или подбоек и пуансонов, рабочая часть которых имеет необходимую фактуру.